Исследовательский проект
Стереотипы красоты и их влияние на здоровье



Выполнил:
Петроченко Анастасия Вадимовна
ученик 11 класса А

Руководитель:
Пахмутова Ольга Анатольевна,
учитель биологии



Комсомольск-на-Амуре
2017



Содержание

Введение................................................................................................. 3
Часть I. Теоретическая часть.............................................................. 6
1. Формирования стереотипов............................................................ 6
1.1. Факторы появления стереотипов................................................ 6
1.2. Стереотип красоты...................................................................... 13
2. Стереотипы красоты Древнего мира............................................ 16
2.1. Древняя Африка.......................................................................... 16
2.2. Древний Египет........................................................................... 20
2.3. Древний Китай............................................................................ 22
3. Стереотипы красоты в современном мире................................... 27
3.1. Современные стереотипы........................................................... 26
3.2. Миф красоты современности...................................................... 30
Часть II. Практическая часть............................................................. 50
Практическая работа ............................................................................ 50
Заключение............................................................................................. 79
Список источников................................................................................. 80
Приложение............................................................................................ 82











Введение
Стереотипы окружают нас по всюду, в обществе в котором мы находимся.
Так что же такое стереотип?                  
Стереотип– это изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы. Как известно, красота – понятие довольно относительное. И то, что одному человеку кажется прекрасным, другому будет казаться совершенно обыденным  и более того, даже уродливыми. Что же касается относительно эталонов женской красоты или же красоты тела человека, то если проследить историю с древних времён до наших дней можно увидеть, как причудливо изменялись вкусы жителей различных эпох, и как быстро один стереотипы красоты сменяли другие. Огромные различия относительно того, должна выглядеть настоящая красавица, можно найти среди жителей различных стран и контингентов. В разное время и в разных странах формировалось своё понятие красоты, получившее отражение, как правило, в произведениях искусства. От нашего отношения к этому слову, грамотного его понимания зависит наше здоровье,  наша уверенность.
Так что такое красота и как её измерить?
Подмена понятий в последнее время привела к тому, что одним из главных критериев красоты в социуме стали внешние параметры лица и фигуры 90-60-90, в погоне за которыми женщины не только  теряют свою уверенность, но и здоровье.
Красота – это не внешние параметры, это комплексное понятие это целостное понятие. Обычно на внешность человека мы обращаем внимание первые секунды. Потом становится важным его отношение, целостное  его восприятие.
Актуальность работы
Тема подверженности людьми стереотипами красоты сейчас популярна и актуальна во всем мире в основном благодаря пропаганде стереотипов  в рекламе. Врачи в настоящее время пытаются исправить последствия подверженности стереотипам красоты людей.
Цель работы: Изучение отношения общества к стереотипам красоты.
Задачи:
1.Изучить литературные источники и рассмотреть как менялись стереотипы красоты с древности до наших дней.
2.С помощью опроса узнать, как люди разного поколения относятся к стереотипам красоты.
3.Проанализировать, как влияет зависимость к стереотипам красоты на здоровье человека.
4.Сделать сравнительный анализ степени влияния на здоровье человека стереотипов красоты  в древнем и современном мире.
Гипотеза:
Более взрослая возрастная группа людей не соглашаются со стереотипами красоты в отличии младших поколений.
Методы исследования:
1. Анализ источников информации;
2. Опрос;
3. Статистическая обработка данных
4. Сравнение;
5. Обобщение полученных данных.
Объект исследования: люди разных возрастных групп, жители г. Комсомольска -на- Амуре, учащиеся МОУ СОШ №23.

Предмет исследования: отношение к стереотипам красоты.

Практическая значимость работы: проведения 15 минуток на тему «Стереотипы красоты и их влияния на здоровье»  и создания буклетов

Сроки проведения исследования: сентября 2016 года по март 2017 года.
Часть I. Теоретическая часть
            1. Формирования стереотипов
1.1.             Факторы появления стереотипов

             Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».
Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.
СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение.
Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. mythos-предание, сказание) — в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.
«Событие, истинность которого субъекты общения не имели желания или возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их модели мира, представленной в действительности.»
Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был «закреплен» миф об ограниченном введении советских войск в Афганистан.
Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт.                Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизации определенными частными компаниями (РАО «ГАЗПРОМ» – газеты «РТ-Трибуна», «Труд», журналы «Фактор», «Компания», «Нефтегазовая вертикаль»; телекомпании «Прометей», «НТВ»;. «ЛУКОЙЛ» – газета «Известия», журнал «Нефть России», телекомпания «REN-TV»; «ИНТЕРРОС» – «ОНЭКСИМ» — газеты «Известия», «Комсомольская правда», журнал «Эксперт»; Группа Березовского-Абрамовича – газеты «Независимая газета», «Новые известия», «Российские вести», журнал «Огонек», издательский дом «Коммерсант», радиостанция «Наше радио», телекомпании ОРТ и ТВ-6.) * серьезно ограничивают свободу выбора информации.
             Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж — это искусственно сфабрикованный образ.
Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.
Создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», »женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т. д.
Так, например, хорошо знаком образ мужественного ковбоя, предпочитающего сигареты «Mallboro».
СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал «затертым», СМИ часто представляют его в несколько ином «свете», что часто вновь привлекает аудиторию.
Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.
Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения. всякого выбора информационную ловушку.
Вот что показал проведенный опрос.
Следующий вопрос: «Доверяете ли вы средствам массовой информации?» — задавался в апреле 2000 года.
Проведенный опрос показывает следующее:
·      Доверие СМИ в целом падает при переходе от категории респондентов — жителей городов с населением свыше 300 тысяч жителей к категориям, проживающим в сельской местности.
·      В городах-миллионерах относительно высокий уровень доверия СМИ в целом (40 %), при этом здесь весьма низкий (25 %) уровень доверия телевидению и самый высокий среди групп по данному критерию уровень доверия печати (22 %).
·    В городах с населением от 100 до 300 тысяч человек, а также с населением свыше 300 тысяч человек наблюдается повышение доверия телевидению (до 40 %) и снижение доверия печати (до 5 %) при незначительном снижении доверия СМИ в целом (примерно на 2 %).
·   В городах с населением менее 100 тысяч человек наблюдается максимальное в группах по типу населенного пункта повышение уровня доверия телевидению (до 45 %) при некотором увеличении доверия печатным СМИ и продолжающемся падении доверия СМИ в целом (до 35 %).
· В сельской местности уровень доверия СМИ в целом наиболее низок по сравнению с другими группами населения по типу населенного пункта (30 %). При этом резко падает доверие к телевидению, несколько растет, по сравнению с другими группами населения по типу населенного пункта, достигает уровень доверие к радио.
Отсюда следует, что в городах–миллионерах доминирующим средством массовой информации, во многом обуславливающим высокий уровень доверия СМИ в целом, являются печатные издания. В городах с населением от 100 тысяч человек абсолютно доминирует телевидение. В городах с населением менее 100 тысяч человек наибольший вклад в доверие ко СМИ в целом делают телевидение и печать. В сельской местности более заметную роль в доверии СМИ в целом играет доверие к радио. 
[9]

Таким образом, опрос показывает, что, несмотря на различия в выборе средства массовой информации, в целом уровень доверия по отношению к СМИ достаточно высок. Т. е. респонденты считают СМИ надежным источником информации, что неудивительно. Поскольку информацию о любых событиях можно получить практически только с помощью СМИ. То есть СМИ, по сути, единственный источник, освещающий весь объем новостей, событий, программ. Посредством практически полной монополии на информацию, СМИ действуют в соответствии со своими интересами, то есть привлекают аудиторию и определенным образом навязывают ей свою позицию. Ведь, в принципе, каждый телевизионный канал, радио и печатное издание имеют свою специфику и направлены на привлечение определенной аудитории, и влияют на взгляды, на мнение аудитории. Для того, чтобы осуществить свою программную политику и функционировать, СМИ нуждаются в определенном бюджете, который в основном пополняется засчет размещения рекламы. Цели создателей рекламы.





1.2. Стереотип красоты.
Красота заключается в сочетании качеств или свойств, соответствующих эстетическим канонам. Во все времена существовал эталон женской красоты. На его формирование влияли разнообразные факторы, связанные с особенностями социокультурной ситуации. Настоящее исследование нацелено на выявление факторов, определяющих представление о красоте. Выделим основные из них..  Гендерный фактор. Женщинам всегда хотелось нравиться мужчинам. В Китае идеальной считалась хрупкая женщина с маленькой ножкой. Для этого еще в раннем детстве девочкам надевали тесные ботинки или туго бинтовали ноги. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность свободно ходить и стоять. Появление обычая бинтования женских ног относят к китайскому Средневековью. По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания вызывали восхищение мужчин. Таким образом, Ю положила начало многовековой традиции.2. Религиозный фактор. В большинстве странах мира в основе формирования идеала красоты лежала религия. В религиозном синтоистском обряде белый цвет означает чистоту, поэтому красавицы густо белили кожу. Свинцовые белила, использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маскообразного лица.3. Биологический фактор. Также в основе формирования женского эталона красоты лежала роль матери. Согласно этой роли, женщина должна демонстрировать физическое здоровье и полноту сил, доказательством которых является полнота тела, румянец.4. Этический фактор. В Японии считалось позорным показывать зубы, для того, что бы их скрыть, зубы чернили. Черный цвет ассоциировался с достатком и благополучием. Изначально черным лаком красили зубы только аристократы, а затем все замужние женщины. Очерненные зубы служили символом вечной преданности супругу. Эталон женской красоты условен, исторически изменчив и зависит от социокульотурных характеристик конкретного этапа развития общества.[2]







2. Стереотипы красоты Древнего мира
2.1. Древняя Африка
Представители народа майя, населявшие полуостров Юкатан и другие области Центральной Америки, окрашивали тело красной мазью, в которую добавляли очень липкую и пахучую смолу – стиранс. Этой смесью смазывали особый брусок, украшенный узорами, и натирали им грудь, руки, плечи, становясь, как им казалось, очень нарядными и приятно надушенными. 
Помимо этого у древних майя был свой особый идеал красоты, отличающийся от всех других народов. У них высоко ценился длинный и отклоненный назад череп, который формировали у младенцев с помощью двух дощечек (см.приложения 1). Майя считали идеалом красоты лоб, который образует прямой угол с носом. Для этого они придумали специальный пресс, который стягивал череп так, что постепенно форма головы приобретала то, чего требовала мода.
[6] Лицо должно было быть узким, с выдающимися скулами, выступающим округлым подбородком и маленьким ртом. Как свидетельствуют данные клинико-рентгенологических исследований, бурный рост покровных костей приводит к увеличению параметров мозгового черепа (в наибольшей степени высоты и в наименьшей - ширины). Максимальное увеличение размеров черепа приходится на первые 1,5-2 года жизни ребенка. В формировании мозгового черепа важная роль принадлежит аппозиционному костеобразованию и процессам трансформации за счет новообразования костного вещества в области швов. В течение жизни происходит формообразовательный процесс в костях мозгового черепа, который осуществляется посредством резорбтивных процессов на внутренней поверхности костей, с другой - новообразованием костной ткани на их наружной поверхности.Также неотъемлемым признаком красоты были раскосые глаза. Младенцам специально подвешивали какое-нибудь украшение прямо перед глазами, чтобы у них развилось косоглазие. В связи с этим у ребенка развивалось функциональное косоглазие, гиперметропия, астигматизм или ранняя близорукость. Помимо этого древние майя подпиливали себе зубы, делая их остроконечными, и вставляли в них драгоценные камни (см.приложения 2). Наконец, при наступлении половой зрелости молодые девушки меняли свои прически, делали татуировки и вставляли губные серьги и украшения. Самая главная опасность, которой подвергаются любители тату – инфекции. Многие могут возразить, что грязная игла или нестерильное оборудование. Действительно, если делать татуировку в хорошем салоне, то вероятность подхватить что-то будет минимальной. Но не нужно забывать, что поверхность кожи после нанесения рисунка, по сути, остается открытой раной. Если допустить хоть малейшую погрешность при уходе за свежей татуировкой, можно легко занести инфекцию и тогда картинка превратиться в серьезную проблему.
Вторая опасность связана с краской для татуировок. Эти краски не контролируются органами здравоохранения, поэтому им не надо проходить все те сложные и дорогие исследования, которые проходят, например, лекарства. Иногда не совсем добросовестные татуировщики могут использовать краски, которые предназначены для промышленного использования их влияние на людей при подкожном введении вообще не исследуется. Это значит, что спрогнозировать реакцию человека на татуировку не может никто. Обычно пациенту просто говорят, что возможна аллергическая реакция, но никто не предупреждает, что проявиться реакция может через несколько месяцев или даже лет после нанесения. Часто после таких татуировок на теле остаются шрамы. Если используется краска с металлическими частицами, то человеку после нанесения рисунка противопоказана магнитно-резонансная томография или МРТ, так как места с тату будут опухать, зудеть и болеть. Часто раздражение на местах татуировок вызывают и солнечные лучи, поэтому их приходиться прятать от солнца или использовать сильный солнцезащитный крем.
Нельзя делать татуировки людям с ослабленным иммунитетом, с ВИЧ и СПИДом, а также диабетикам и пациентам после пересадок органов.
Традиционно их предпочитают в племенах Эфиопии.
Например, женщины племени мурси вставляют в такие губы глиняные тарелочки (см.приложения 3). Кроме вытянутой губы, необходимо удалить два нижних зуба, а иногда и четыре. Чем больше тарелочка вставлена, тем женщина привлекательнее. Подобные блюдца археологи находили при раскопках поселений, относящихся к 8 700 г д.н.э. Целоваться такими вряд ли губами получится.
В южной части Кении и северной Танзании кочевые племена масаев эталоном красоты считают удлиненные мочки ушей, длинные шеи, парики в виде пучков, камни и украшения из бивней слонов (см.приложения 4 ). Чем больше мочка уха, тем женщина не только красивее, но и мудрее.
Татуировки на лице, известные как “та моко” являлись традиционными элементами культуры племен маори в Новой Зеландии ещё до тех пор, когда туда приехали первые европейцы. Чем выше статус мужчины в племени, тем круче у него татуировка. Рисунок на лице символизировал переход мальчика в статус мужчины. Это не просто круто, дело в том, что они наносились при помощи зубила. В 90-х годах 20 столетия татуировки были возрождены, но, к счастью, их стали наносить специальными машинками. 
[4]






2.2. Древний Египет
Что касается Древнего Египта, то здесь стандарты красоты были более близки к современным, и непременным условием красоты египтянки считалась стройность, граничащая с худобойи длинноногие девушки с довольно развитой мускулатурой (см. приложения. 5). Узкие бедра, маленькая грудь, тонкая талия – именно такой должна была быть древнеегипетская красавица.Волосы ценились гладкие, цвета воронова крыла(см. приложения. 6). Верхом изящества и грациозности считалась тяжелая высокая прическа, когда голова выделялась на подчеркнуто длинной шее. Контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Так же в моде бала восковая эпиляция.
Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами, прямым носом. В использовании косметики египтянки себя не ограничивали, так как чем больше была накрашена женщина – тем она считалась красивее. Женщины подводили изящной волной брови к вискам густыми черными (или бирюзовыми в древнейшей истории) линиями туши, полученной из смеси золы, сажи, окисей меди и сульфида свинца.
Египтянки были убеждены, что этим они предотвращают болезни и несчастье. Дело в том, что в значительной степени это действительно была защита глаз от яркого солнца. В целях защиты глаз от песка они удлинялисвои ресницы - это был обязательный атрибут совершаемый ими в праздники и в выходные дни.Но помимо макияжа, женщины ещё пользовались соком белладонны, ведь это помогало придать  глазам блеск и выразительность
. И было  неважно, что в течение нескольких часов девушки довольно плохо видели из-за того, что зрачки были расширены.
Губы египтянки подкрашивали красным красителем приготовленным из смеси йода, брома и разнообразных растительных красителей.
А самым главным показателем красоты, как мужской так и женской, считались большие миндалевидные глаза. Для завершения образа красили в зёленый ступни ног и ногти на руках. Не менее чем о своем лице, египетские женщины заботились и о своем теле. Они принимали ванны с ароматическими маслами, носили легкую, почти прозрачную одежду и использовали для косметики натуральные продукты.
Кожа должна была быть светло-бронзового цвета, для этого существовала специальная краска, которой покрывали кожу. Чтобы ее увлажнить, они накладывали на нее маски из масла горького миндаля, листья салата, тмина и лилий, а для придания ей приятного запаха, натирали ее маслом в которое содержало лимон, орехи кедра и мир. Чтобы еще более смягчить свою кожу, египтянки использовали мед. Согласно легенде, Клеопатра принимала ванны из молока с растворенным в нем медом.
Еще в 1500 г. до н.э. они использовали мыло, которое варили из животных жиров, овощей и соли. Египетские женщины красили свои волосы хной, а позже, для лучшей гигиены и профилактики педикулеза, на свои коротко остриженные, или бритые волосы, стали надевать парики.
Судя по всему, и в те далёкие времена красота требовала жертв. Классический образец древнеегипетской красавицы – всем известная Нефертити.
[5 ]













2.3. Древний Китай
Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки - как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы. Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти. Их отращивали, за ними тщательно следили и красили в красный цвет. На ногти, чтобы они не ломались, надевали специальные наперстки   (см.приложения 8). 
Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10—14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом.
Особое внимание хотелось уделить «лотосовым ножкам» – с одной стороны ужасными на вид, с другой стороны это прекрасная дань традиции, изяществу и некой интимности. 
В разных областях Китая были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. 
[8]
Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и ароматными, их размер не превышал 3 дюймов (8 см). 
В целом, процесс создания китайских ножек выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук. Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве (см.приложения 9). Сексуальность женщены в Китае была чрезвычайно сложна и непосредственно связана с традицией «бинтования ног». Сексуальность «забинтованной ноги» основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от 1 в неделю до 1 в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанным женщинам полагалось умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.
Искусство ношения обуви было главным в сексуальной эстетике «перевязанной ноги». На ее изготовление уходили нескончаемые часы, дни, месяцы. Существовала обувь на все случаи всех цветов: для прогулок, для сна, для особых случаев вроде свадеб, дней рождения, похорон; существовала обувь, обозначавшая возраст владелицы. Красный цвет был цветом обуви для сна, поскольку он подчеркивал белизну кожи тела и бедер. Дочь на выданье делала 12 пар обуви в качестве приданого. Две специально изготовленные пары дарились свекру и свекрови. Когда невеста впервые входила в дом мужа, ее ноги незамедлительно изучались, при этом обозревавшие не сдерживали ни восхищения, ни сарказма.
Существовало также искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и вообще ис­кусство любого движения ног. Красота зависела от формы ноги и от того, как она двигалась. Естественно, что одни ноги были красивее других. Размер ступни менее 3 дюймов и полная бесполезность были отличительными чертами аристократической ноги.
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и оскорбляли. Вот что говорили мужчины о «забинтованной» и обычной ногах:
·         Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
·         Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
·         Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует...
·         Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости...
·         Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
·         Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них...
·         При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
·         Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной...
·         Мужчины так жаждали се, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак...
Медики утверждают, что «бинтование ног» влияло на форму таза. Не стоит даже говорить, что объяснение дипломата по поводу «бинтования ног» как не такой уж угнетающей процедуры оправдывало страдания и увечья женщины его «неземным наслаждением».  «Бинтование ног» нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы — они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).
Хотелось бы отметить, что "лотосовые ножки" в Китае до сих пор можно встретиь у женщин преклонного возрата, поскольку эта традиция ушла в небытие только в середине ХХ века.
[7 ]


















3. Стереотипы красоты в современном мире.
3.1. Современные стереотипы.
Мы говорим: этот человек красив, а этот - нет. Почему именно так? Что делает одних привлекательными для нашего глаза и почему другие никак не вписываются в наш эталон красоты? Мода? Природная привлекательность? Возможно. Но есть и некоторые другие характеристики, которые делают вас красивее других. И часто они определяются тем, в какой стране и в какой стране вам повезло родиться.
Ниже представлены несколько примеров того, каким видят красивого человека отдельные народы мира.
1. Кривые передние зубы - ЯпонияПоделиться в FacebookРассказать Yaeba - это направление в Японии, которое подразумевает придание человеку внешности подростка. Этим объясняется стремление к искривлению передних зубов, так как у подростков зубы часто растут не совсем ровно. В Японии люди с таким внешним видом зубов считаются привлекательными. (см.приложения 10)
2. V-образная челюсть - Южная КореяПоделиться в FacebookРассказать Корея - мировой лидер по количеству пластических операций на душу населения. Здесь каждая пятая девушка уже прибегла к таким операциям. А все ради того, чтобы сделать себе маленькие лица, большие глаза и острые подбородки - как в азиатском аниме и музыке K-pop. Именно такие девушки считаются в Южной Корее наиболее привлекательными. Но не стоит забывать о рисках хирургического вмешательства, а так же о неудачных последствиях. (см.приложения 11)
3. Большие упругие ягодицы - Северная Америкаделиться в FacПодобный тренд начался, естественно, в США, где поп-культура обзавелась новыми исполнительницами латинских, афроамериканских и других южных кровей. Дженнифер Лопез и Ким Кардашьян были, своего рода, "пионерками" данного направления, затем - Бейонсе и другие исполнительницы активно поддержали новую моду. Сегодня в мире это уже один из самых почитаемых эталонов красоты и сексуальности. (см.приложения 12)
4. Gyaru - ЯпонияПоделиться в FacebookРассказать ВконтактеЕще один необычный стандарт красоты из Японии. Gyaru напоминает внешний вид Бриджит Бардо с загорелой кожей, светлыми волосами, накладными ресницами и темной подводкой для глаз. (см.приложения 13)
5. Au Naturel - ФранцияПоделиться в FacebookРассказать ВконтактФранция проповедует женщинам полное стремление к естественной красоте, т.е. отсутствие макияжа (вместо этого - больше внимания лосьонам и кремам для придания коже натуральной гладкости), а также никакого бритья подмышек и иногда - полное игнорирование духов. (см.приложения 14)
6. Исключительно глаза - страны Ближнего Востока
Так как глаза являются своеобразным отражением души, женщины из стран Ближнего Востока уделяют им очень много внимания, красят их, чтобы сделать единственный незакрытый участок тела наиболее привлекательным. Особенно это касается Саудовской Аравии, где женщины практически полностью скрыты под тканью. (см.приложения 15)[3]











2.2. Миф о красоте современности.
Наконец после долгого затишья женщины снова вышли на улицы. Два десятилетия активных действий, сопровождавших возрождение феминизма в начале 1970-х гг., привели к тому, что женщины западных стран добились для себя политических свобод и законодательных прав, включая право выбора в вопросах планирования семьи и рождения детей. Они стали получать высшее образование, полноценно работать, заниматься предпринимательской деятельностью и тем самым перевернули устаревшие традиционные представления об их роли в общественной жизни. Но чувствуют ли себя свободными женщины сейчас?
Они материально обеспечены, образованны и обладают прежде недоступными для них правами, но по-настоящему свободными себя не ощущают. И им все труднее загонять вглубь подсознания чувство, что это отсутствие свободы каким-то образом связано с вопросами, на которые вообще не стоило бы обращать внимания. Многим женщинам стыдно даже самим себе признаться в том, что тривиальные проблемы с внешностью, телом, лицом, волосами или одеждой играют для них столь важную роль. Однако, несмотря на стыд, чувство вины или полное отрицание существования этих проблем, все больше и больше женщин задаются вопросом: а что, если дело вовсе не во мне, не в том, что я безнадежная неврастеничка, а в том, что на карту поставлен выбор между моей свободой быть самой собой и навязываемыми мне обществом стандартами красоты?
Чем больше препятствий правового и материального характера преодолевают женщины на своем пути к освобождению, тем сильнее давит на них идеальное представление о красоте. Многие из нас ощущают, что прогресс женского сообщества приостановился. На смену поступательному движению пришли замешательство, разобщенность, цинизм и, что хуже всего, — изнеможение и упадок сил. После многих лет ожесточенной борьбы в отсутствие признания многие женщины старшего возраста чувствуют себя измученными и опустошенными. А молодежь, привыкшая воспринимать достижения феминизма как нечто само собой разумеющееся, не стремится вновь зажечь погасший факел борьбы за свое освобождение.
В течение последнего десятилетия женщинам удалось пробить брешь в существовавшей ранее структуре власти. Однако при этом число случаев нарушений пищевого поведения растет в геометрической прогрессии, а эстетическая хирургия превратилась в самую востребованную медицинскую специальность. За последние пять лет потребительские возможности населения удвоились и порнография превратилась в самое влиятельное средство массовой информации, обогнав кинематограф и индустрию звукозаписи. А 33000 американок в ходе опроса заявили, что у них нет более желанной цели, чем похудеть на 10-15 кг. Никогда еще столько женщин не добивались материального благополучия, высокого положения в обществе и официального признания, как сейчас, однако, несмотря на это, с точки зрения наших физических ощущений мы, судя по всему, находимся в состоянии еще более плачевном, чем наши бабушки, никогда не имевшие таких прав и свобод, какие есть у нас. Результаты последних социологических исследований показывают, что в сознании большинства внешне привлекательных и успешных работающих женщин западных стран, которые, казалось бы, полностью контролируют свою жизнь, неизменно присутствует «подводное течение», лишающее их ощущения подлинной свободы. Это чувство ненависти к себе, навязчивые комплексы по поводу своей внешности, страх перед старением и утратой контроля над своей жизнью, которые возникают под воздействием навязываемых нам представлений о красоте. Так много сильных, с большим внутренним потенциалом женщин испытывают нечто подобное вовсе не случайно. Ведь мы находимся в эпицентре ожесточенной борьбы против феминизма и продвижения женщин вперед, борьбы, в которой главным политическим оружием являются образы женской красоты, иными словами, миф о красоте. Это современная разновидность общественного давления, появившаяся после промышленной революции. Когда женщины освободились из-под домашнего ареста и перестали быть исключительно домохозяйками, миф о красоте обрел новую силу и начал активно укреплять свои позиции, взяв на себя функцию общественного контроля над жизнью женщин.
Небывалый натиск мифа о красоте объясняется тем, что это последняя из прежних идеологий, которая еще может удерживать женщин в повиновении. В противном случае под воздействием второй волны феминизма они стали бы действительно независимыми и вышли бы из-под контроля. Миф о красоте стал средством давления и принуждения, заменив собой утратившие актуальность мифы о материнстве, домашнем очаге, непорочности и пассивности. И сейчас он стремится свести на нет все то, чего женщинам удалось добиться благодаря феминистскому движению.
Эта сила имеет своей целью уничтожить всякое наследие феминизма во всех аспектах жизни женщин западных стран. Феминистское движение добилось принятия законов, запрещающих дискриминацию по признаку гендерной принадлежности в профессиональной сфере, но, как прямое следствие этого, в Великобритании и США незамедлительно появилось прецедентное право, которое превратило в общепринятую практику при приеме на работу дискриминацию женщин по признаку внешности. Старые патриархальные взгляды отжили свое, но им на смену пришла новая догма, которая взяла на вооружение проверенные временем техники манипулирования женским сознанием, применив их к вопросам возраста и веса. Стоило феминисткам, вдохновленным Бетти Фридан, развенчать «тайну женственности», как почти сразу роль новых культурных цензоров в отведенном для женщин интеллектуальном пространстве взяли на себя индустрия похудения и косметическая промышленность. Под их давлением эталоном успешной женщины стала стройная молоденькая модель, вытеснившая образ счастливой домохозяйки. Сексуальная революция освободила женскую сексуальность, но «красивая» порнография тут же связала с ней превращенную в товар красоту, и эта идея, завладев сознанием масс, превратилась в господствующее мировоззрение и подорвала еще полностью не сформировавшуюся и потому уязвимую сексуальную самооценку женщин. Обретение прав в вопросах деторождения предоставило западным женщинам возможность контроля над своим телом, но это привело лишь к тому, что вес моделей стал на 23% ниже веса обычной среднестатистической женщины, а нарушения пищевого поведения превратились в повсеместное явление. Делается все возможное для того, чтобы усилить массовый психоз на тему питания и веса и таким образом вновь лишить женщин ощущения контроля над собой и своей жизнью.
Каждому поколению, начиная примерно с 1830-х гг., приходилось бороться со своей разновидностью мифа о красоте. В 1855 г. суфражистка Люси Стоун сказала: «Мне недостаточно иметь право голоса, право собственности и т. п., если я не могу быть полноправной хозяйкой своего тела». Восемьдесят лет спустя, после того как женщины добились права голоса и первая волна организованного женского движения пошла на убыль, Вирджиния Вульф писала, что пройдут десятилетия, прежде чем женщины смогут говорить правду о своем теле. В 1962 г. Бетти Фридан процитировала молодую женщину, которая попалась в ловушку «тайны женственности»: «Последнее время я смотрю на себя в зеркало и страшно боюсь, что стану похожа на свою мать». Восемь лет спустя провозвестница второй волны феминистского движения Жермен Грир так описала стереотип восприятия женщины: «Ей принадлежит все красивое, даже само слово красота... Она — кукла... Меня тошнит от этого маскарада». [ 11]
Несмотря на великую революцию второй волны феминизма, мы пока еще не обрели подлинной свободы. Но теперь мы можем выглянуть из-за разрушенных баррикад. После той революции многое изменилось, поколение девочек выросло и превратилось в женщин, но нам еще только предстоит добиться полноценной и окончательной свободы.
Суть мифа о красоте заключается в следующем: свойство, которое называется красотой, существует объективно и повсеместно. Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе воплощают. «Воплощение в себе красоты является обязательным для женщин, но не для мужчин, и эта ситуация вполне естественна, так как имеет биологическое, сексуальное и эволюционное обоснование. Сильные мужчины борются за красивых женщин, а красивые женщины более успешны в плане продолжения рода. Женская красота должна находиться в определенной взаимосвязи с их способностью к деторождению, и, поскольку эта система основана на законе сексуального отбора, она неизбежна и неизменна».
Ничто из вышесказанного не соответствует действительности. «Красота» — это валютная система, подобная золотому стандарту. Как любая другая экономическая система, она определяется политическими интересами, и в современном западном мире это последняя и самая совершенная мировоззренческая доктрина, способная сохранить незыблемость мужского господства. Определение ценности женщин в вертикальной иерархии в соответствии с навязанным обществом стандартом внешности является выражением отношений силы и власти, в которых женщины вынуждены, как в спортивном соревновании, соперничать между собой и бороться за ресурсы, которые уже присвоили себе мужчины.
«Красота» не является понятием универсальным или неизменным, хотя на Западе делают вид, что идеалы женской красоты восходят к платоновскому идеалу женщины. Например, полинезийская народность маори восхищается женской полнотой, а народность падунг—обвисшей грудью. Не является «красота» и результатом эволюции — ее идеалы меняются намного быстрее. Даже сам Чарльз Дарвин не был до конца убежден в правоте своей теории о том, что «красота» — это результат «сексуального отбора», который, в свою очередь, является отступлением от закона естественного отбора. Конкуренция женщин между собой с использованием «красоты» как оружия борьбы представляет собой прямую противоположность процесса естественного отбора, в котором участвуют все другие виды млекопитающих. Антропология перевернула представление о том, что особи женского пола должны быть «красивыми», чтобы их выбрал самец. Эвелин Рид, Элейн Морган и другие социобиологи опровергли теорию о якобы заложенной природой мужской полигамии и женской моногамии. Так, например, самки высших приматов являются инициаторами секса: они не только стремятся к сексу, но и занимаются им со многими партнерами, более того, «каждая небеременная самка в определенный момент становится самой желанной и востребованной из всего племени. И эта цикличность наблюдается в течение всей ее жизни».
Нельзя сказать, что миф о красоте всегда существовал в своем нынешнем виде. Сегодня «спаривание» пожилых мужчин с «красивыми» молодыми женщинами воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но в матриархальных обществах, поклонявшихся женскому божественному началу, которые существовали в странах Средиземноморья в период между 2500 и 700 г. до н. э., ситуация была диаметрально противоположной: во всех культурах у богини было много молодых любовников. Вырисовывается четкая модель: зрелая женщина и красивый юноша, предназначение которого — служение «священному лону»: Иштар и Таммуз, Венера и Адонис, Цибела и Аттис, Исида и Осирис.
И такая модель поведения, в которой мужчины выступают «на вторых ролях», встречается до сих пор. В нигерийском племени водаабе женщины обладают экономической властью, и при этом существует культ мужской красоты. Мужчины этого племени часами занимаются сложным вычурным макияжем, и в этом соблазнительном макияже и в одеждах, подчеркивающих их сексуальную привлекательность, покачивая бедрами и с томным видом обольстителя, участвуют в конкурсах красоты, которые судят женщины.
Итак, достоверного исторического или биологического обоснования мифа о красоте не существует. Единственное, на чем он зиждется, — на потребности современных структур власти, экономики и культуры начать развернутое контрнаступление на прекрасный пол.
Но если возникновение мифа о красоте не объясняется ни эволюционным процессом, ни сексуальными потребностями, ни соображениями эстетики или веры в Бога, что же тогда лежит в его основе? Он претендует на то, что имеет отношение к интимной близости, сексу и к жизни вообще и якобы символизирует торжество женщин. Но на деле он замешен на эмоциональной отчужденности, политических и финансовых интересах и, наконец, на сексуальном подавлении. Фактически миф о красоте вообще не имеет никакого отношения к женщинам! Если он с чем и связан, так это с институтами власти и могуществом, которым обладают мужчины.
Женские качества, в определенный исторический период считавшиеся «красивыми», представляют собой не что иное, как стереотипы женского поведения, которые в данную конкретную эпоху были наиболее желательными. В сущности, миф о красоте всегда предписывает определенные стандарты скорее поведения, чем внешности. Конкуренция женщин между собой была специально и вполне осознанно сделана неотъемлемой составляющей этого мифа для того, чтобы внести раскол в их ряды и настроить их друг против друга. Молодость и (до недавнего времени) девственность считаются «красивыми», поскольку они предполагают отсутствие у женщины жизненного опыта и сексуальную безграмотность. Старение же воспринимается как «некрасивое», так как с возрастом женщины приобретают больше силы и власти. Поэтому связи между разными поколениями женщин должны постоянно разрушаться. Женщины постарше опасаются конкуренции со стороны молодых, молодые сторонятся старших, и таким образом миф о красоте калечит и тех и других на протяжении всей их жизни. Важно, чтобы личностная ценность и целостность женщины не основывались на ее «красоте», чтобы мы оставались независимыми от внешнего одобрения и чтобы влияние общества не подрывало нашу самооценку.
Безусловно, миф о красоте в той или иной форме существовал всегда, на протяжении всего периода господства патриархального уклада жизни. Однако в своем современном виде он — изобретение относительно недавнее. В полной мере миф о красоте расцветает тогда, когда снимаются проблемы материального характера. До промышленной революции обычная средняя женщина не могла относиться к «красоте» так же, как наши современницы, которые испытывают постоянное давление мифа, поскольку общество заставляет их сравнивать себя с распространяемым в массовом порядке образом физического идеала. До появления новых технологий массового производства —дагерротипов, фотографий и т. п. — обычная женщина очень редко подвергалась такому воздействию и почти не сталкивалась с примерами идеальных образов за пределами церкви. Семья представляла собой производственную ячейку общества, и работа, которую выполняли женщины, дополняла работу мужчин, а потому ценность женщины (если она не была аристократкой или проституткой) зависела от ее умения работать, от физической силы и способности к деторождению. Внешняя привлекательность, несомненно, играла свою роль, но «красота» в ее нынешнем понимании не была для обычной женщины чем-то сверхважным, определяющим ее место на ярмарке невест.
Миф о красоте в его современном виде стал играть значительно большую роль после промышленной революции. Семья перестала быть «рабочей» ячейкой общества, и урбанизация и появление новой системы фабричного производства потребовали создания того, что социологи того времени назвали жизненным предназначением женщины. Отныне она была призвана поддерживать новую категорию труженика — «кормильца семьи», который уходил из дома на работу на весь день. Увеличилась прослойка среднего класса, вырос уровень жизни и грамотности, семьи стали малочисленнее, и появился новый тип образованных неработающих женщин. От их привязанности и подчиненности домашнему быту зависело формирование зарождавшейся системы промышленного капитализма.           Неудивительно, что представление о «красоте» как о чем-то, чему женщины всегда придавали большое значение, появилось именно в 1830-е гг. Именно тогда укрепился культ семейной жизни и были придуманы критерии «красоты». [12]
Впервые в истории новые технологии смогли воспроизводить — в виде цветных иллюстраций, дагерротипов и ротогравюр — образы того, как должна выглядеть женщина. В 1840-х гг. появились фотографии обнаженных проституток, а десятилетие спустя возникла реклама с образами «красивых» женщин. Копии классических произведений искусства, фотографии светских красавиц и любовниц царственных особ, знаменитые литографии компании Currier and Ives и фарфоровые фигурки наводнили ту самую «отдельную сферу», которой была ограничена жизнь женщин среднего класса.
Именно они зависели от идеалов и стереотипов не меньше, чем от ограничений материального характера. Появление мифа о красоте стало одним из тех новых социальных «изобретений», которые выдавались за естественные составляющие жизни женщины, чтобы надежнее ограничить ее рамками семьи и домашнего быта. Все эти «изобретения» викторианской эпохи выполняли двойную функцию: с одной стороны, они направляли силы, энергию и интеллект женщин в «безопасное» русло, а с другой, женщины зачастую действительно использовали эти занятия для эмоционального самовыражения и реализации своего творческого потенциала.
Но каким бы творческим ни был подход женщин среднего класса к вопросам моды или к воспитанию детей, основная цель оказалась достигнута: на протяжении полутора столетий эти мифы служили надежной защитой от тех опасностей, которыми грозили появление у женщин свободного времени, досуга, образования и относительной материальной свободы.
Со временем эти выдумки на тему «предназначения» женщин, рассчитанные на то, чтобы занимать все их время и мысли, адаптировались к новым условиям и в послевоенный период вновь всплыли на поверхность в виде теории о «тайне женственности». Однако вторая волна феминизма разбила в пух и прах иллюзорные представления женских журналов о «романтике», «науке» и «увлекательном приключении», которые якобы заключены в процессе создания домашнего уюта и обустройства семейной жизни в пригороде, и они перестали выполнять свои функции. Набившая оскомину «фантазия» о «единстве душ и духовной близости в семье» утратила свою былую привлекательность, и женщины среднего класса стали дружными рядами покидать уютные семейные гнездышки и вступать в большую жизнь.
Но «выдумки» в очередной раз трансформировались и модифицировались применительно к новым условиям. Поскольку женское движение успешно расправилось с большей частью мифов о женском предназначении, все функции общественного контроля, которые раньше распределялись по целой сети таких «выдумок», теперь должен был выполнять единственный из оставшихся на плаву мифов, что, естественно, усилило его влияние во сто крат. Этот миф вновь навязал освобожденным было женщинам все те ограничения и табу, которые, казалось, уже утратили былую силу. На смену неустанной работе по дому пришла неустанная работа над эфемерной красотой. В то время как сферы экономики, права, религии, секса, образования и культуры были вынуждены пусть и неохотно, но открыть свои двери для участия в них женщин на более справедливой и равноправной основе, в сфере частной жизни произошла настоящая «колонизация» женского сознания. При помощи идеологии «красоты» был заново выстроен новый женский мир со своими законами, экономикой, религией, сексуальной сферой, образованием и культурой, и каждая из составляющих этого мира оказалась не менее репрессивной, чем это было десятилетия назад.
Поскольку материальное положение женщин среднего класса упрочилось, проще стало воздействовать на нас психологическими методами, и поэтому миф о красоте в его новой редакции был вынужден прибегать ко все более изощренным и реакционным способам влияния. Главное оружие этого мифа — многомиллионное тиражирование образов современного идеала красоты. И хотя этот «артиллерийский обстрел» обычно представляет собой коллективную сексуальную фантазию, в сущности, в ней очень мало сексуального. Миф о красоте стал порождением социальных и политических институтов, где господствуют мужчины, институтов, для которых женская свобода представляет собой угрозу, и поэтому он использует в своих интересах наше чувство вины и наш собственный скрытый страх того, что в борьбе за свободу мы можем зайти слишком далеко. Эта лавина визуальных образов представляет собой «массовую галлюцинацию», созданную как мужчинами, так и женщинами, потрясенными и сбитыми с толку теми стремительными изменениями, которые происходят в отношениях между полами. Это своего рода надежный оплот в бурном потоке перемен.
Представлять современную женщину как «красавицу»—явное противоречие: в то время как мы растем, меняемся и разными способами выражаем свою индивидуальность, «красота» по определению инертна, неизменна и универсальна. Но очевидно, что возникновение этой «массовой галлюцинации» отнюдь не случайно — оно вызвано необходимостью, продумано и тщательно спланированно, поскольку «красота» прямо противоречит реальности жизни.
Влияние этой «массовой галлюцинации» все больше усиливается и распространяется при помощи вполне осознанных манипуляций рынка. Самые доходные и могущественные индустрии — это индустрия похудания с ежегодным доходом $33 млрд, индустрия косметики с ежегодным доходом $20 млрд, индустрия эстетической хирургии с доходом $300 млн в год и индустрия порнографии с доходом $7 млрд в год. Все они были созданы и процветают за счет подсознательных страхов, и все они благодаря своему воздействию на массовое сознание не просто используют, но и подстегивают и укрепляют их.
И теория заговора тут ни при чем — в ней нет необходимости. Общество само создает нужные ему мифы, точно так же, как их создают отдельные люди и семьи. Генрик Ибсен называл такие мифы «жизненно важной ложью», а психолог Дэниел Гоулман разъясняет, что в социуме они работают точно так же, как в рамках отдельной семьи: «“Фантазия” поддерживается ради того, чтобы отвлекать внимание от пугающего факта или представлять его в ином, приемлемом виде». За нежелание признавать какие-то факты общество расплачивается тем, что находится во власти разрушительных иллюзий. Когда возможности женщин стали настолько безграничными, что это начало угрожать привычным, построенным на господстве мужчин общественным институтам, коллективная паника, охватившая общество, потребовала создания новых прототипов и образов. Появившаяся в результате этого «массовая галлюцинация» материализовалась и для женщин превратилась в нечто вполне реальное и осязаемое, определяющее, как они живут и как не живут. Абстрактная идея обратилась в «железную деву». Когда-то так называлось изобретенное в Германии орудие пыток, которое представляло собой железный ящик, повторяющий форму человеческого тела. Снаружи на нем была изображена красивая, молодая, улыбающаяся женщина. Несчастная жертва помещалась в этот ящик, его крышка плотно закрывалась, лишая человека возможности двигаться, и в итоге жертва умирала либо от голода, либо от ран, полученных от находившихся внутри ящика металлических шипов. Современная «массовая галлюцинация», в ловушку которой женщины то ли попались, то ли загнали себя сами, напоминает этот ящик. Общество видит лишь ее внешнюю сторону, но за «красивой картинкой» скрывается орудие пыток для настоящих, живых женщин.
Почему наше общество ощущает потребность защищать себя, не желая ничего знать о реальных живых женщинах, их лицах, голосах и телах и сводя женскую сущность к этим формализованным и постоянно воспроизводимым «красивым» образам? Если подсознательная тревога отдельных личностей может породить «жизненно важную ложь», то экономическая необходимость практически гарантирует ее. Экономика, основанная на рабстве, нуждается в пропаганде, которая оправдывала бы его существование. Сегодня западные экономики в значительной мере зависят от практики недоплаты работающим женщинам. Когда благодаря феминистскому движению женщины начали ощущать себя более ценными членами общества, чем раньше, ради того чтобы противодействовать этому, немедленно стало вырабатываться мировоззрение, которое заставило бы женщин снова почувствовать, что они «не представляют собой ценности». И для этого не нужно было организовывать заговор — достаточно оказалось просто создать в обществе соответствующую атмосферу.
Современная экономика очень зависит от того, сумеет ли миф о красоте сохранить свое господство. Экономист Джон Гэлбрайт нашел объяснение живучести представления о том, что создание домашнего очага—это «высшее предназначение» женщины. По его мнению, теория о том, что пребывание женщин в тюрьме домашнего рабства совершенно естественно, была навязана нам популярной социологией, женскими журналами и художественной литературой, чтобы замаскировать тот факт, что женщины как потребители играли очень важную роль в развитии индустриального общества. «Поведение, выгодное с точки зрения экономики, превращается в общественную добродетель». Когда ценность женщины уже нельзя было свести исключительно к добродетельной роли хранительницы домашнего очага, миф о красоте придумал новое определение женского предназначения—стремление к достижению «добродетельной» красоты. При этом преследовалась цель не только удовлетворить новые экономические потребности общества, но и оправдать экономическую несправедливость в профессиональной сфере, где прежние представления утратили былое влияние, столкнувшись с новым поколением эмансипированных женщин.
Чтобы успешнее противостоять женскому движению, общество в дополнение к «железной деве» вновь оживило образ, «уродливой феминистки». Это карикатурное изображение вовсе не ново и не оригинально — оно было создано, чтобы высмеивать феминисток XIX и XX вв. Даже Люси Стоун, которую ее последовательницы считали «идеалом женской грации и изящества» и о которой говорили «Она свежа и прекрасна как утро», осмеивалась и изображалась как «типичная» феминистка викторианской эпохи: «крупная мужеподобная женщина, которая носит мужские ботинки, курит сигару и ругается, как сапожник». Как пророчески сказала в 1960 г., еще до возрождения образа «уродливой феминистки», Бетти Фридан: «Представление о феминистках напоминает не столько самих представительниц женского движения, сколько некий абстрактный образ, навязываемый заинтересованными кругами, которые активно выступают против предоставления женщинам права голоса». [3]
Сейчас, спустя 30 лет, эти слова звучат актуально, как никогда прежде. Это возвращенное к жизни карикатурное изображение, призванное нанести удар по самооценке женщин и тем самым наказать их за активную позицию, вызвало волну новых репрессий против тех из них, кто стремится к самореализации и свободе. После успехов второй волны феминистского движения миф о красоте был усовершенствован, чтобы вновь ослабить влияние женщин во всех сферах жизни. Вызываемый этим мифом психоз распространяется среди женщин со скоростью эпидемии. Медленно, незаметно, без явной демонстрации своей разрушительной силы он сводит на нет все то, чего женщины добились в результате долгой, трудной и честной борьбы.
Скрытые методы воздействия делают современный вариант мифа о красоте еще более хитрым и коварным, чем все его «предшественники». Сто лет назад Нора ушла из дома, хлопнув дверью своего кукольного домика. Поколение назад женщины отказались от потребительского рая в виде изолированного от мира и напичканного бытовой техникой дома, но тюрьма,

в которой они оказались сегодня, не имеет даже двери, которой можно было бы хлопнуть уходя. Современный миф о красоте разрушает женщин и физически, и психологически. И если мы хотим освободиться от мертвого груза ложных представлений о женской сущности и природе, нам в первую очередь нужны не право голоса, не лоббисты или плакаты, а новый взгляд на мир. [13 ]

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога